(067) 547-31-77
Начало / Пассивный дом / Начальная школа по стандарту пассивного дома

Начальная школа по стандарту пассивного строительства

Начальная школа, построенная по стандарту пассивного дома в г. Гюнцбург

Преимущества применения технологии пассивный дом

Строительство жилых зданий методом пассивного дома уже достаточно распространено в Германии и имеет большой успех. В области строительства школ также имеются многочисленные инновационные проекты.

 

Начальная школа по стандарту пассивного строительства 1 Начальная школа по стандарту пассивного строительства 2

 

      Школа Ридберг, г. Франкфурт                               Школа Вальдорф, г. Мюнхен

Начальная школа «Зюд-Ост» по технологии пассивный дом стала показательным проектом для всего швабского региона немецкой Баварии.

Начальная школа по стандарту пассивного строительства 3

Пассивный дом - начальная школа «Зюд-Ост», вид с юго-востока


В школе, построенной по стандарту пассивного дома, достаточно тепла, производимого 25 учениками и одним учителем (что соответствует 1,5 кВт), чтобы круглый год в достаточной мере отапливать классное помещение во время учебного процесса.

 

25 учеников отапливают помещение!   Начальная школа по стандарту пассивного строительства 4     Уютные окна пассивного домаНачальная школа по стандарту пассивного строительства 5

 

 

 

Благодаря большому количеству людей, находящихся в помещении, затраты на изоляцию школы - пассивного дома меньше, чем затраты на изоляцию жилых пассивных домов. Кроме того, одним из преимуществ школы, построенной по технологии пассивный дом, является то, что даже при отключении тепловых насосов (см. ниже раздел «Дополнительное отопление и охлаждение») на несколько дней температура внутри помещения не понизится до критических показателей. Специальные окна для пассивного дома гарантируют комфорт в зимнее время одинаково для всех учебных мест, в т.ч. для тех, что расположены вблизи окон.

Качество воздуха в пассивном доме также выгодно отличается от других зданий. Исследования показали, что требование полной замены воздуха в здании дважды в день (стандарт DIN 1946, часть 2: ограничение концентрации СО² в помещениях до уровня не выше 1500 ppm) невозможно обеспечить только посредством вентиляции через открытые окна. А результаты измерений уровня CO² в классных помещениях показывают, что его объем в помещениях с традиционным видом вентиляции колеблется от 2500 до 4000 ppm. Контролируемая механическая вентиляция обеспечивает приток 15-20 м³ свежего воздуха на человека, что соответствует полному воздухообмену в помещении дважды в день. Кроме того, гарантируется отсутствие шума и сквозняков в классной комнате и предотвращается сухость воздуха.

Таким образом, в здании пассивного дома не только значительно снижаются эксплуатационые расходы, а, прежде всего, создаются более благоприятные условия для обучения школьников и работы учителей.


Целевые установки по проекту начальной школы

Предоставленный главным архитектором города г-ном Вопперером проект начальной школы был оценен с точки зрения возможности реализации его по стандарту пассивного дома. По компактности сооружения и расположению помещений внутри здания проект наилучшим образом подходил под требования пассивного дома. По конструкции крыши были изучены альтернативные решения с точки зрения сокращения расходов.

Были определены следующие целевые установки по проекту:

  • многофункциональное использование центральных зон здания, с возможностью дальнейшего расширения боковых крыльев здания;

  • центральное расположение санитарных, вспомогательных и технических помещений;

  • размещение главных помещений в восточных и западных крыльях здания;

  • массивные сборные конструкции для несущих конструкций, потолков и внутренних стен;
  • термо-оболочка – деревянная или капитальная конструкция;
  • энергопотребление <15 кВт ч/(м² в год);
  • норма воздухообмена согласно тесту на разницу давлений - n50 <0,6 ч.-1;
  • обеспечение дополнительной потребности в тепле при помощи теплового насоса с грунтовыми коллекторами на основе соляного концентрата и использование той же системы для охлаждения летом;

  • обеспечение дополнительной потребности в энергии при помощи гелиосистем;

  • максимальный комфорт для учеников и учителей при минимальных эксплуатационных расходах.

Фундамент

Что касается фундаментов пассивных домов, то тут проектировщики по-прежнему находятся в не до конца урегулированной правовой ситуации – по многим изоляционным материалам еще нет необходимых сертификатов для составляющих их строительных материалов в необходимой для пассивного дома степени изоляции. Поэтому для проекта школы Зюд-Ост в качестве изоляции под фундаментную плиту был утвержден щебень из пеностекла. Наряду с более высоким качеством этого материала, генподрядчик получил изоляционный материал под плитой, выдерживающий необходимую нагрузку и имеющий все необходимые сертификаты. Пеностеклянный щебень был также заложен в качестве изолирующих полос по бокам фундаментной плиты, что обеспечивает сплошную изоляционную оболочку всего основания фундаментной плиты.

 

Оболочка здания

Потери тепла через так называемую оболочку здания определяются выбором материала для внешних ограждающих конструкций, а также качеством выполнения стыков и пересечений. Учитывая это, наружные стены были выполнены при помощи модульной системы: сборные элементы, толщиной 25 см, отливаются из бетона и являются абсолютно герметичными. Благодаря созданию герметичной прослойки, все электроинсталляции прокладываются внутри двойной стены. Таким образом, во внешних стенах отсутствует дополнительный инсталляционный уровень, даже санитарно-техническое оборудование можно устанавливать внутри стены, что очень выгодно по затратам. Снаружи на двойные стены наносится специальная изолирующая система (WDVS) толщиной 30 см. Для такой системы стен может быть выбрана различная наружная облицовка, будь это система WDVS, обшивка деревом и мн.др.

Стропильная конструкция сооружается также методом массивной конструкции, что обеспечивает летом эффект буферизации для защиты от излишнего тепла. Изготовление конструктивных элементов стен и крыши происходит на заводе до состояния практически полной готовности, вследствие этого необходимое для монтажа стеновых элементов время - 14 дней на все здание.

 

Шедовая крыша актового зала          Начальная школа по стандарту пассивного строительства 6 Элемент внутреннего пространстваНачальная школа по стандарту пассивного строительства 7

 

 

Окна

Определение размеров окон, как конструктивного элемента пассивного дома, при строительстве крупных объектов не имеет решающего значения с энергетической точки зрения. Так как школьные постройки обладают гораздо большим объемом (внутренним пространством) по сравнению с жилыми зданиями, то геометрия здания в этих случаях играет не такую важную роль.

При проектировании школы, в первую очередь, преследуется цель оптимального освещения главных помещений и градостроительное расположение на земельном участке. Поэтому преобладающая ориентация главных помещений школы не на южную сторону, как это обычно бывает в пассивных домах жилого типа. Здесь главные помещения расположены в восточной и западной части здания, а зал - в южной. Вход в здание осуществляется с западной стороны. Все окна, в независимости от ориентации на определенную сторону света, снабжены внешними жалюзи для защиты от избытка солнца.

Затраты на окна

Выбор окон имеет большой потенциал для оптимизации, прежде всего, с точки зрения затрат. Здесь с заказчиком должны быть согласованы различные варианты фасадов и обсуждены их параметры в затратном отношении. Так, глухие застекления существенно снижают затраты на такие окна, однако необходимо учитывать их будущую эксплуатацию – возможность замены стекол, необходимость периодической чистки.

Благодаря более высокому уровню качества окон для пассивных домов, такие окна кроме своих основных функций, предлагают пользователям много дополнительных преимуществ в эксплуатации:

  • точно высчитанные размеры рам имеют улучшенную статику, они очень прочные;

  • двухкамерный стеклопакет, три уровня герметичности улучшают тепло- и звукоизоляцию;

  • высокая комфортность пребывания даже в непосредственной близости от окон.

    Угол фасада Классная комната с окнами на школьный сад

    Начальная школа по стандарту пассивного строительства 8

 

Вентиляция

Для необходимой в пассивном доме регулируемой вентиляции с рекуперацией тепла в целом считается, что приточный воздух должен подаваться в жилые помещения, а отработанный воздух - выводиться из санитарных помещений, кухни и коридоров. Этот принцип используется и для классных помещений. В тоже время для многофункциональных пространств рекомендуется более точно учитывать пожелания заказчика и целенаправленно планировать зоны притока и вывода воздуха.

Вентиляционные установки размещаются по классным комнатам зонально, а также сбалансировано по участкам притока и отвода воздуха во избежание смешивания воздушных масс. Таким образом, воздухообмен в неиспользуемых классных комнатах может быть выставлен на минимум. Свежий воздух подается не через земляной теплообменник, а через регистр предварительного нагрева на основе соляного раствора. Теплообменник вентиляционной установки сохраняет огромное количество энергии, если учитывать большие объемы воздуха, которые обновляются ежечасно.

 

Дополнительное отопление и охлаждение

Большие пассивные дома, а также здания школ и промышленных комплексов часто требуют дополнительного отопления. Однако, имеется в виду не отопление в обычном, привычном для нас, понимании, такое, например, как при помощи газа или дерева. Здесь речь идет об альтернативных видах отопления при помощи воздуха или теплонасосов. Способ отопления при помощи воздуха подразумевает электрическое донагревание воздуха, поставляемого при помощи контролируемой вентиляционной системы. Само собой, эти затраты энергии учитываются при проектировочных расчетах пассивных домов с тем, чтобы не выходить за пределы установленных нормативами показателей.

В силу обусловленного концепцией незначительного процента воздухообмена и пожелания обеспечивать приемлемую влажность воздуха зимой, от воздушного отопления сразу отказались. Такой способ отопления, если учитывать незначительное количество людей, посещающих школу, по отношению к большому объему здания, а также отсутствие людей на выходных и во время школьных каникул, не очень хорошо справлялся бы с поставленными задачами. Метод внутреннего термостатирования бетона, используемый обычно в больших офисных зданиях, построенных по стандарту пассивного дома, был бы слишком дорогим для данного проекта. Поэтому было решено, что дополнительное отопление будет осуществляться при помощи теплового насоса, снабженного грунтовыми коллекторами, которые могут устанавливаться в земле без дополнительных разрешительных документов. И, несмотря на то, что невдалеке от школы есть теплоэлектроцентраль, в пользу теплового насоса выступала также возможность пассивного охлаждения здания летом через те же земляные коллекторы.

 


Коллекторы перед закапываниемНачальная школа по стандарту пассивного строительства 9 
Коллекторы в траншееНачальная школа по стандарту пассивного строительства 10 Коллектор в землеНачальная школа по стандарту пассивного строительства 11

Дополнительно можно установить панельное отопление в стене или вдоль окон.

 

Тепловой насосНачальная школа по стандарту пассивного строительства 12  Дополнительное отопление пола у окнаНачальная школа по стандарту пассивного строительства 13

 


Герметичность

Герметичность является важнейшим фактором для обеспечения стандарта каждого пассивного дома! Избежание неконтролируемых проникновений конструкционных элементов, тщательная прокладка всех необходимых коммуникаций в изоляционном слое обуславливают высокий потенциал энергосбережения здания. Герметичность пассивного дома должна быть обязательно проверенна методом разности давлений Blower Door Test.

 

Измерение герметичности 

методом Blower Door Начальная школа по стандарту пассивного строительства 14
Начальная школа по стандарту пассивного строительства 15
Определение негерметичности двери

В целом, стены из массивных бетонных плит дают возможность достигать хороших показателей герметичности, поэтому в случае для школы Зюд-Ост без проблем было достигнуто значение n50 из 0,2, что явилось подтверждением качественного выполнения пассивного дома и залогом его корректного функционирования согласно установленным требованиям.

 


Ответственный архитектор проекта:

Карл-Хайнц Вупперер, руководитель Управления по надзору за строительством г. Гюнцбург

Концепция пассивного дома:

Мартин Эндхардт, свободный архитектор, г. Гюнцбург


Информация подготовлена и предоставлена:

Проект пассивный дом, г. Киев,

www.pro-passivhaus.com